Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения. При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. В своей работе учитель-логопед Максимова Н.Г. использует следующие пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Большие трудности у детей вызывает неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных, поэтому учитель-логопед на занятиях использует упражнения на согласование существительного и числительных «1,2,5» . Ребенок должен правильно назвать картинку, согласовывая с цифрой: один лист, два листа,…5 листьев. Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за специалистом, вместе с ним, хором и по одному на всех лексических темах. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения вызывают у детей положительные эмоции, проходят интересно и живо.
|