Подготовка речевого аппарата к правильному и красивому произношению свистящих звуков (С, З. Ц).
Как правило, эти звуки можно исправить быстро и без особых усилий, если у ребёнка нет каких-либо анатомических или физиологических особенностей.
Одним из требований к произнесению свистящих звуков является то, что воздушная струя должна проходить точно по средней линии язычка. Отклонение воздушной струи в одну из сторон может искажать произношение. Поэтому сначала необходимо научиться выполнять дыхательные упражнения.
• «Змейка»
Язык высовываем между губами, затем приклеиваем к нему длинную, тонкую полоску бумаги. Предлагаем малышу подуть на полоску. Если воздушная струя идёт по середине языка, то полоска начнёт извиваться. Противоположный кончик полоски можно придерживать горизонтально расположенной ладонью.
• «Трубочка»
Нужно приоткрыть рот, свернуть язык в трубочку и медленно, плавно подуть в эту трубочку: «Ветер шумит в трубах».
• «Гол!»
Губки улыбаются, широкий язычок кладём на нижнюю губу. Затем протягивая звук «Ф-ф-ф», задуваем ватку в импровизированные футбольные ворота. Это может быть любая картонная коробка, лежащая на боковой стенке. При выполнении этого упражнения нужно проследить, чтобы малыш произносил обязательно звук «Ф», а не звук «Х».
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков:
· «Прыжки»
Язычок упирается в нижние зубы то с наружной стороны, то с внутренней, как будто перепрыгивает через препятствие.
· «Горка»
Широкий кончик языка прижимается к нижним резцам, а задняя часть языка приподнимается и по форме напоминает горку.
· «Катушка»
Язык ставим в такую же позицию, как и в упражнении «Горка». Затем «выкатываем» свёрнутый язычок изо рта и «закатываем» его обратно.
· «Уборка»
Двигаем передним краем языка по нижним передним зубам снизу вверх с внутренней стороны, как будто подметаем.
|