Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. От уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д.
Для детей с ОНР характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания и несовершенством логического мышления.
Одна из основных задач учителя- логопеда является работа по формированию связной речи посредством составления рассказов. Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: о игрушках, предметах быта, природе и т.д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов. Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако, описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше.
Составление сравнительных рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильных для детей. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.
|