18.11.2019
Часто взрослые удивляются и не понимают выражение: «У ребенка снижен фонематический слух». Что же это такое?
Фонематический слух – это способность человека слышать и различать речевые звуки, составляющие звуковую оболочку слова. В возрастной норме у ребёнка эта способность спонтанно бывает развита к 1году 7 мес.. Нарушение же фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. И, если не обращать внимание на развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте, то в школе возникнут проблемы с русским языком и чтением.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, систематической логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и развития фонематического восприятия. Нарушен или нет фонематический слух у ребенка? Как определить? Учитель-логопед Максимова Н.Г. провела консультацию на данную тему с родителями средней логопедической группы и предложила родителям выполнить ряд заданий: произнести ряд слогов: са, ша, ца, ша, ча, ша, за, жа, ша, са, ша. Родители, услышав слог ША, хлопали в ладоши.
Мамы попробовали повторить за специалистом слоги парами : па-ба, да-та, ка-га, па-пя, ба-бя, да-дя. Далее логопед предложила проверить, различают ли взрослые слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Она произносит слова: Дом-том, коза-коса, пень-день, кот-год. Родители рассказывали о значении этих слов. Учитель-логопед рассказала, в какой последовательности лучше развивать фонематический слух, раскрыла этапы развития фонематического слуха у детей с ТНР. Родители также активно приняли участие в разрешении игровых ситуаций по умению узнавать и различать неречевые звуки. Работа с рифмовками помогла мамам и папам различать слова близкие по звуковому составу, найти неправильное слово: «Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану». На таком разнообразии игровых дидактических приемов Максимова Н.Г. рекомендовала родителям постоянно поддерживать интерес у детей в процессе формирования фонематического слуха.
|